ГТРК Чита
$: 73.17 р. | €: 87.07 р. | ¥: 11.3 р. |  Вход | Регистрация
$: 73.17 р. | €: 87.07 р. | ¥: 11.3 р. | 

Выпускники и воспитатели Читинского детского дома №1 имени Подгорбунского поделились теплыми воспоминаниями

4 0

Мы вновь начинаем нашу встречу в радиоэфире песней в исполнении участников народного хора ветеранов "Красная гвоздика" Ивана Степановича Пляскина и Виктории Алексеевны Амосовой. Автор ее Иван Пляскин. Завтра, 23 апреля 2021 года, Читинский детский дом №1 имени Героя Советского Союза Владимира Подгорбунского торжественно отмечает свой 100-летний юбилей. И сегодня в эфире третья передача, посвященная этому событию. На праздник съехались гости не только из Забайкальского края, но и с Сахалина, Москвы, Калининграда, других городов. Готовят свои поздравления бывшие шефы детского дома №1, руководство и воспитанники Читинского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который стал носить имя Владимира Подгорбунского после того, как детский дом на улице Смоленской прекратил свое существование.

Сегодня в нашей программе вы услышите искренние признания в любви к детскому дому № 1 от его воспитанников и педагогов.

А первый у микрофона воспитанник детского дома с 2000 по 2006 год Анатолий Артемьев. Больше 16 лет Анатолий работает в сфере общественного питания Читы.

Анатолий Артемьев: "Вообще моя жизнь в детском доме началась очень интересно. Мы после приемника-распределителя поступили туда. Мы сидим на диване. Мне тогда было 9 лет. Читаю: Детский дом №1. Подходит мальчишка. Я ему говорю: "А детский дом там, за дверью?" Он говорит: "Ты уже в детском доме". После этого у меня началось знакомство. Сейчас я более спокойный, повзрослел. Тогда очень импульсивный - сразу ножками топать, орать, я был писклявый, я не общался ни с кем. Я был на своей волне. У меня большая семья - брат, сестра старшие, брат, сестра младшие. Мы вместе и нам хорошо. Очень разная возрастная группа была у нас: от 7 лет и до 18 лет. Это семья. Единственный по Читинской области семейный детский дом, он считался самым лучшим. Были смотры художественной самодеятельности, очень много было разных кружков. Все на развитие детей. Раньше министерство образования занималось детскими домами, сейчас соцзащита. Когда было министерство образования, было намного лучше, намного эффективней. Какие красивые лагеря у нас были! Молоковка - там трудовой лагерь для старшеклассников. Там учили тебя картошку сажать, пропалывать, убирать. Мы кроликов разводили. Было очень интересно. Второй лагерь Никишиха - он детский. Мы ездили постоянно друг к другу: концерты давали, соревнования устраивали. Вообще мои впечатления о детском доме очень хорошие, очень теплые. Все зависит от мировоззрения человека: как он воспримет этот мир. Хочу сказать, детский дом дает тебе несколько дорог. Либо ты пойдешь по наклонной дороге, либо по той, где будешь чего-то добиваться в жизни. Выбор за тобой. Первые 10 лет после выпуска было очень тяжело: ты адаптируешься к внешнему миру… Я поступил в кулинарное училище на повара. Я мечтал быть поваром, я любил готовить. Первый пирог приготовил на домоводстве - торт "Гусиные лапки" назывался. В 13 лет делали мы из песочного теста с руководителем…
Те люди, которые вкладывают в тебя частичку своей любви и своего здоровья, это герои нашего времени. У меня прекрасные воспитатели - Бутаева Эмма Михайловна, к сожалению, она в автокатастрофе погибла. Ей было 34-32 года. Она очень справедливая, она мой фаворит, человек, на которого нужно равняться. Панасенко Светлана Павловна - это замечательный человек, руководитель театра. Когда я начал в театр ходить, мне стало интересно: кулисы, сцена. Самый первый спектакль мой - сказка "Веселая карета" и я играл там Водяного. Я очень долго ходил в театр и боялся выйти на сцену. Лет до 14 не мог выйти… Когда я вышел, я понял, что сцена - это круто! Было еще пару спектаклей, конкурсы, поздравления, ездили на гастроли. После выпуска я ходил к Светлане Павловне и просил: "Дайте еще роль…" Последний мой спектакль - "Свинопас", я играл императора. Вообще наш театр был единственный в России детский народный театр, который просуществовал много лет.
Мы занимались туризмом, спортивным ориентированием на местности. Шелопугина Ольга Петровна вела. Участвовал в разных мероприятиях, это были первые, вторые места. Ориентируюсь я идеально.
Еще воспитываясь в детском доме я работал с маленькими ребятками нянечкой - книжечки им почитать, поиграть, поговорить. У меня младший брат был в этой группе и я из-за него пошел работать. Сейчас встречаешь - они узнают. У меня был мальчишка Егорка Абдрахманов, он всегда встречал, бежал и говорил: "Папа, папа". Игрушки постоянно им дарил.
В кино мы ходили, в театры ходили, на плавание ходили в бассейн… Я до сих пор благодарен этим людям, которые вложили тепло. Им низкий поклон. Понятно, каждый ребенок, который находится там, он хочет к родителям… Мы проводили музыкальную гостиницу с Виноградовой Антониной Васильевной, была Матюшевская Светлана Анатольевна - вечер был посвящен Александре Пахмутовой. Песни, тут же инсценировка - театр, тут же домоводство - пельмени, вареники мы готовим на всех, потому что приглашаем из других семей ребят. Семь семей, 150 ребят в детском доме. Вообще было очень весело. Младшую сестру увезли в Урульгу, единственная грустная ситуация…
У нас был картинг, швейное мастерство - я брюки себе шил. Этому учили нас. Домоводство. Отличная была столярная мастерская, полочки мы для цветов делали. По утрам на Молоковке ходили поливали капусту, морковку. Все интересно. Логопед был - речь ставили. У нас не позволяли воспитателей оскорблять. Если ты сказал плохое слово воспитателю, у тебя будет разговор со старшеклассниками, будет трудотерапия, наказание в виде сладкого… Нас никогда не трогали воспитатели. Морально, да. У нас Эмма Михайловна - у нее хорошая тактика: один за всех и все за одного. Во дворе всегда были: чехарда, лапта, велосипеды у нас были. Хореографический кабинет был хороший - станки, зеркала были. Я прозанимался спортивными бальными танцами 10 лет. Мне было интересно развиваться. К сожалению, ничего не стало. Хочется прийти туда, где сейчас лицей, но ты туда не можешь прийти… Я очень благодарен детскому дому. Я когда выпускался, последняя ночь в детском доме, я рыдал. Я боялся. Есть песня Шатунова про детский дом. Эта песня играла у меня на выпускном. 30 человек нас выпускалось. Эта песня играла, ревели все - выпускники, преподаватели…
Какой-то выдержке жизненной научили там. Когда меня спрашивают: "Ты не жалеешь, что там был?" В этой ситуации мог быть каждый. Чтобы было негативное отношение? Нет, у меня его нету. Только хорошее впечатление. Может, мне повезло, мне хорошие люди попадаются в жизни, очень отзывчивые и возможно, это та самая подпитка, которая нужна тебе. Я очень благодарен своим воспитателям. Низкий вам поклон. Я всегда говорю: не знаю, что со мной было, если бы я жил с родителями. Может, я был бы наркоманом… И был бы я жив? А здесь я стал человеком. Есть цель, потому что тебе это привили с детства, воспитали так. Научили правильно жить. Это большого стоит".

Это был выпускник детского дома-юбиляра Анатолий Артемьев. А сейчас с нами связалась по телефону педагог-организатор Антонина Лазарева. Интересно, что Тоня и воспитывалась в детском доме, и спустя время работала там.

Антонина Лазарева: "Очень часто вспоминаются теплые дни и годы, проведенные на Смоленской. У нас было счастливое детство. Государство нас обеспечивало отлично. Мы жили одной дружной семьей, у нас была взаимовыручка, никогда друг друга не подводили. 11 лет меня воспитывал добрый человек - педагог-учитель, мама, наставник Виноградова Антонина Васильевна. Нина Васильевна, огромное вам спасибо за семейное воспитание и что вы нас наставили на правильный жизненный путь. Никогда мы не забудем наши музыкальные гостиные, где мы знакомились с разными композиторами. И все заканчивалось чаем с пирогами. Наши базы отдыха - как нам было там хорошо! Мы не только там отдыхали, нас научили трудиться, привили любовь к природе. Нам организовывали классные походы, мы ходили собирать ягоду. Мы несли спальные мешки, баки, ведра, шли до этих мест и собирали голубицу. Наши повара на зиму варили нам голубичное варенье. Это было обалденно. Мы знали, что это мы своими руками собрали. "Зарницы", дискотеки, встречи с интересными людьми. Часто ездили с концертами в воинские части, нас угощали полевой кухней - это были наши шефы. Скучать нам было некогда. В детском доме работали кружки, секции, за день мы могли посетить 4-5 кружка. Нам было интересно. Занимались спортом, вышивали, пели, танцевали. Нам доверяли. В детском доме хорошо работало детское самоуправление: мы оставались за взрослых, в нас воспитывали лидерские качества и дисциплину. Спасибо всем нашим работникам - поварам, медицинским, педагогическим работникам и обслуживающему персоналу. Все вкладывали в нас частичку своего сердца. Мы брали пример с наших педагогов, всегда хотели подражать им. Я работала 20 лет в детском доме. Это тоже сыграло свою роль, что росла в детском доме и захотела работать с детьми. Сейчас работая с детьми я тоже стараюсь создать психологическую атмосферу, чтобы детям было хорошо, комфортно.
С нами работали лучшие педагоги, я им всем передаю привет и выражаю свою благодарность. Мы поддерживаем связь и детский дом вспоминаем только с любовью. Я всех люблю, всем огромное спасибо. В памяти и в нашем сердце детский дом живет и будет жить много лет".

Мы дали слово бывшим воспитанникам детского дома №1, а сейчас телефонный звонок от человека, которого наряду с другими педагогами ребятишки называли мамой.

Лариса Соловьева: "Добрый день, дорогие забайкальцы. Я проработала в этом детском доме свыше 20 лет. Это такая школа опыта, такое удовольствие работать было. Я работала с замечательными педагогами-наставниками: Антонина Васильевна Виноградова, Галина Романовна Сахаровская, Клара Петровна Полевая, Белая Гульнара Малмурадовна. Когда мы перешли на семейный детский дом, собрали всех братьев, сестер, конечно, было очень трудно. Мы дружили семьями в детском доме, вне детского дома и мы до сих поп дружим семьями. Это единство такое крепкое, надежное. Дети разные приходят, ты долго присматриваешься к этому ребенку: что в нем есть? И очень дорого стоило, когда дети нас начинали называть мама. Это единение воспитателей, детей давало свои результаты. Чаще стали наши дети оставаться на 10-11 класс, заканчивать институты. Анечка Гарифулина закончила Московский университет, ее сестра Галочка имеет два образования. Были звездочки. Были дети трудные, да. Можно было всегда спросить совета. Мы старались образовать наших детей. В нашей семье были музыкально-поэтические часы: дети должны уметь и читать, и петь, и танцевать, и говорить. Помогали руководитель театра, хореограф, музыканта. Мы с удовольствием шли на работу и как правило, задерживались на работе. И самое главное, я нашла себя там, поняла, что я - будущий педагог. Училась, читала, занималась, помогала детям. Адаптировались наши ребятишки очень быстро, это главное. У нас был большой сад, огород. Мы грядки с девочками делали, зелень сажали. Смородинку поливали, рыхлили. Всегда к блинчикам, оладушкам было смородиновое варенье. Учили детей не только пожинать плоды труда, но и отдавать. Когда открывалась дошкольная группа мальчишки повязали детишкам рукавички и носочки, наши мальчики. Очень много встреч проходило с замечательными людьми. Георгий Раубин переводил стихи японской поэтессы и эта встреча произошла у нас в лагере. Они повели гостей в свои корпуса Саша Кунавин говорит: "А это наш дом, его зовут муравейник". Георгий Граубин спрашивает: "А вы кто? - А мы муравьишки! - А кто ваша мама? - Муравейка". Такое тепло на душе им такая радость.
С теплом я вспоминаю детский дом, ностальгия по нему. Тяжело, что его нет. Не смогли мы отстоять детский дом наш. Дети уходили в чужие дома, нельзя было так делать. Это мое мнение. Хочу сказать спасибо всем, кто принял участие в моей судьбе. Я поздравляю всех с замечательным юбилеем детского дома. Желаю всем благополучия и здоровья, долголетия и мира!"

Среди почетных гостей праздничных мероприятий, посвященных 100-летию Читинского детского дома №1 бывший его директор - кандидат экономических и юридических наук, в 2001-2008 годах советник президента Российской Федерации, с 2014 года советник вице-президента компании "Норникель" Сергей Николаевич Самойлов.

- Может, у вас были какие-то свои приемы, педагогические принципы по отношению к воспитанникам. Что важно, когда работаешь в таком воспитательном учреждении?

Сергей Самойлов: "Я был и в шкуре воспитанника и для меня, когда и директором стал, люди делились на хороших и плохих. Мне неважно было, сколько у него наград и какую должность он занимает: хороший или плохой человек. Так детдомовцы всегда относились к взрослому миру, выбирая себе теплых, уютных, способных защитить взрослых. Это очень серьезная для взрослого наука. Если взрослый не соответствует тому, что ребенок в нем не видит таких качеств, такой человек не может работать в детском доме, каких бы педагогических регалий он не достигал. И часто на меня воспитатели сердились, когда нас, например, вызывали в школу и учитель начинал ругать Васю, давить на него, воспитатель вскакивал и говорил: "Да, он и у нас такой… Мы придем, я ему всыплю!" Я воспитателю говорил: "Вы понимаете, ребенок тогда попадает в тиски, которые начинают его закручивать, как деталь. Как он может остаться в этих тисках? Он обязательно куда-нибудь выпрыгнет. Надо, чтобы он понимал, что мы за него здесь". Быть всегда на стороне ребенка. Второй принцип - вы должны быть вместе. Когда мы создали театр, то и я директор, и многие молодые воспитатели играли в этом театре вместе с детьми. И дети запомнили именно это, что мы вместе с ними. Я например, с пацанами соревновался, кто больше подтянется, пробежит и так далее. Они никогда не убегали из детского дома, потому что знали, что я догоню…
У меня девять внуков, из них восемь внучек, они не дают мне спокойно жить. Я ними тоже стараюсь быть вместе. Старшие внуки знают о детском доме. Одна из внучек Юля, 6 лет сказала мне: "Я хочу стать учителем детского дома. Дедушка, там к ребятам плохо относятся, а я буду хорошим учителем, я буду их жалеть, буду их любить". Ребенок почувствовал сердцем. Это самое дорогое.
Моя мечта, которую я не реализовал, - на базе детского дома создать центр реабилитации детей, которые только попадают в трудную ситуацию. Хотел создать школу, рассчитанную на детей с особенностями психики, особенностями воспитания. И эти авторские методики уже реализовывались в разных школах. Я хотел, чтобы на третьем этаже детского дома было семейное общежитие для воспитанников вышедших из детского дома. Выпускалось 30 человек каждый год и мне хотелось, чтобы было общежитие, куда ребята могли обратиться, они могли там питаться, получить одежду… Это должно было быть другого типа учреждение. А воспитанников вывести через дорогу - там парковая зона, сосны. Но мне не удалось реализовать. Когда изложил эту идею в инстанциях, она вызвала некий шок. Сказали - это невозможно.
- Почему такие добрые традиции были утрачены? К руководству детским домом приходили люди случайные, может не понимали, какая перед ними стоит важная задача, миссия?
- Что касается подбора кадров, мне кажется, я оставил после себя хорошего директора - Петрова Александра Павловича. У него была хорошая практика, он многое умел своими руками, он создал тир, борцовскую секцию, серию спортивных кружков. Но он допустил какие-то вещи, стал жертвой интриг и казусов, которые заставили его уйти из детского дома. Хотя он потом создал лучшую школу спортивного направления в Белгородской области. Изменилась кадровая политика. Г.Г.Филиппов, начальник управления образования, знал всех воспитателей по имени-отчеству. Ю.К.Алексеева, начальник городского отдела, каждый день начинала с того, что должна понимать, что происходит в детском доме. Она понимала, что для нее это зона ответственности номер один. Это был такой уровень. Меня утверждали на бюро обкома партии в качестве директора детского дома. Ошибиться было невозможно. Подвести было невозможно. Такое отношение к детским домам. Все было: и рутина, и бюрократия, но я говорю о том духе, который остался у меня от того времени. Были люди совершенно неготовые для работы в детском доме, но это не их вина, их просто поставили, а они подумали, что это могут. Вот и весь результат. И сегодня изменение самой формы содержания воспитанников детских домов не решает проблемы сиротства, проблем семей, оставшихся в трудном семейном положении.
Я очень внимательно слежу за реорганизацией детских домов. Очень много детей возвращают из приемных семей по разным причинам. Многое имитируется под семейные отношения, хотя есть и очень много добрых примеров.
- Все-таки в выпускниках, в воспитателях боль, горечь, что детский дом имени Подгорбунского не дожил до своего 100-летия…
- Я сам, как ребенок пережил такую трагедию, когда в 1970 году закрыли Ларинский детский дом, где мы жили в огромном хозяйстве, у нас было все свое, замечательные условия. Тогда решили, что количество детских домов портит картину развитого социализма. Это была первая волна административного сокращения детских домов. Нас оттуда развезли в разные стороны, эту трагедию я пережил. Как человек, который прошел ступени государственного управления, я понимаю, что ничего вечного нет. У меня была идея трансформировать, а здесь расколотили, раздербанили детский дом с его замечательной базой. Никуда проблема семьи, попадающей в трудную жизненную ситуацию, не денется. Разговаривая с воспитателями, они мне плачутся по этому поводу, но понимая их, я все-таки в данном случае вижу, что это реализовалось и живет, в другом образе, для других детей. Это лучше, чем просто разбомбить. Это управленческие решения, не основанные на понимании проблем и на предвидении проблем, которые могут возникнуть. Я не уверен, что мы закрыли эту страницу и не придется строить новые детские дома. Не случайно дано поручение вице-премьером Голиковой разработать единые стандарты содержания детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах. Мы опять наткнулись на проблему, от которой хотели уйти, о которой рапортовали, что все закончено".

100 лет – это такая цифра в жизни одного учреждения. Да, детский дом не дожил до 100-летия, но все-таки у каждого в памяти он свой и пусть будет больше детей, которые пройдя через детский дом, получили путевку в жизнь, оставили о нем теплые добрые воспоминания. Я очень рада тому, что мне удается встречаться с воспитателями, которые работали со мной. Я искренне поздравляю всех со 100-летием детского дома №1 имени Подгорбунского, тоже бывшего беспризорника, воспитанника детского дома.

***

Только что вы услышали фрагмент песни "Нас учили быть птицами" в исполнении выпускницы 2002 года детского дома №1 Ольги Мишкелеевой. Она преподаватель Забайкальского училища культуры. Молодая мама, сыну Захару скоро полтора года.

Ольги Мишкилеева: "Я там находилась с первого класса, с 93 года в детском доме. Нас было трое - я и два брата Владимир и Александр. Мы поступили в группу к Виноградовой Антонине Васильевне. Мы были самые маленькие в семье, нас окружили сразу вниманием, заботой. У меня очень много впечатлений, много благодарностей нашим воспитателям. Всем хочется сказать огромное спасибо. Всем руководителям творческих коллективов, кружков, студий, а их было очень много. Нас развивали по полной в разных направлениях. Это положительно сыграло в моей жизни. Может даже предрекло мою профессиональную деятельность, потому что я ходила в театральный "Родничок" к Панасенко Светлане Павловне, спасибо ей огромное! Очень много было сыграно ролей. Нас развивали в рукоделии, пении, танцы, домоводство. Есть что вспомнить. Это часть моей жизни... слезы наворачиваются... с теплом всех вспоминаю. Всем огромное спасибо за ваш труд, терпение, любовь к детям, к сложным детям порой… За не всегда благодарную работу, но такую нужную, сложную, ответственную. Спасибо, что вложили в нас трудолюбие, заботу о младших, дали дорогу в жизнь, всегда поддерживали и мы до сих пор вспоминаем вас с благодарностью с любовью. Очень жаль, что наш детский дом перестал существовать, очень бы хотелось приходить в гости, как в свой родной дом… Поздравляю всех со столетием - это такая красивая дата. Всех помню - воспитателей, руководителей кружков, ребят, с которыми, мы жили".

Читать весь текст

Елена Князева, Наталья Сергеева, Ольга Пригодина, 22 апр 2021, 14:00

Связанные теги: детдом

Просмотреть все новости из этой рубрики: Общество

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редакторы сайта - Акопян Карина Артуровна, Пасько Людмила Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus