Россия 1 Россия 24 Радио Маяк Радио России Вести FM
$: 75.86 р. | €: 90.46 р. | ¥: 11.52 р. |  Вход | Регистрация
$: 75.86 р. | €: 90.46 р. | ¥: 11.52 р. | 

Заслуженный работник культуры России Валентина Васильевна Гуревич отметила своё 80-летие

0 1

Прозвучал романс Андрея Петрова на стихи Марины Цветаевой "Генералам 1812 года". Его исполнительнице и посвящена очередная программа "Имя в культуре". Моя собеседница сегодня - педагог-хормейстер, полвека проработавший в Забайкальском краевом училище культуры, а ранее Читинском областном культурно-просветительном училище, заслуженный работник культуры Российской Федерации Валентина Васильевна Гуревич. Повод для нашей встречи - замечательный юбилей Валентины Васильевны.



- Давайте сегодня вспомним некоторые события вашей жизни, которые тем или иным образом сказались на судьбе педагога и вокалистки, чей голос поэт Михаил Вишняков сравнил с "серебряной флейтой". 

- Город на Неве - голодный, блокадный в вашем сердце, в вашей памяти занимает особое место. Хотя вас вывезли оттуда совсем малышкой. 

- Мне было два года. Февраль 42 года - выехали через Ладожское озеро на лошади. Отец построил какую-то кибитку, мама должна была вот-вот родить. Как было трудно родителям выходить из блокады по Ладожскому озеру. Какая была едушка - нажёвывали в тряпочную соску и благодаря этому спасли. Когда начиналась бомбёжка, залазила под кровать. Когда в 72 году я поехала на курсы в институт культуры, мама сказала: там ты увидишь дорогу жизни. И правда. На Финляндском вокзале небольшая белая стела. На ней написано "дорога жизни", оттуда, видимо, начиналось движение по Ладоге. Я тогда осознала, что такое дорога жизни и как родители смогли меня спасти. Этот город, хотя я в нём не жила, он для меня очень родной.

- Вы запели сразу же, как появились на свет? Знаю, что это произошло в Карелии. 

- Я была голосистым ребёнком с самого начала, как говорят родители. Видимо, покоя не давала. Лет пять мне было, была коммунальная квартира и мешок картошки стоял в углу. Помню, что я сидела на этом мешке картошки и пела "Одинокую гармонь". Отец хорошо играл на гармошке, он – воронежский мужик, мама хорошо пела - у нас даже оперы ставились, я "наталку-полтавку" пела - мама говорила. Я пела народным голосом. У меня даже фотография есть, где я стою в сарафане и грамота есть – Валю Самойлову наградили за исполнение русских народных песен. С самого детства меня песня сопровождает. А училась я в Магаданской области. Все знают, что это был ссыльный край, и в том посёлке, где я училась, с нами занимался Леонид Викторович Варпаховский. Считаю, это был первый мой учитель. Это человек, который был ассистентом Мейерхольда. В то время, когда я училась, Леонид Викторович был уже на поселении.

- Лагеря он уже прошёл?

– Да, десять лет. Он с нами занимался пением, ставил спектакли. В одном из спектаклей "Особое задание" я играла роль, мне нужно было быть мальчиком. Повёл он меня в парикмахерскую подстричь косички. Я ему говорю: "Мама ругать будет". Он мне говорит: "Валя, запомни на всю жизнь – искусство требует жертв". Эту фразу я запомнила на всю жизнь. Он аккомпанировал, я пела на сцене русские народные песни. Когда ему разрешили выехать на материк, он меня стал просить у родителей, чтобы забрать в Москву с собой, потому что он считал, что я одарённый ребёнок. Что касалось творчества, я занималась всем – писала стихи, рисовала, я плясала, читала стихи, пела.

- Родители сказали нет?

- Да, так далеко они меня не отпустили. А почему я приехала в Читу? Потому что это родина матери. Я приехала поступать. У меня всегда было хорошо по литературе. Немного не добрала, расстроилась. Судьба меня познакомила с Константином Широковым. Он – баянист. Что-то я пела, он подыгрывал, когда у меня получился провал в институт педагогический. Он меня послушал и говорит: "Ой-ёй, осколок Шульженко!", и он меня буквально за руку привёл в музыкальное училище. Было уже поздно, прошёл набор, но меня почему-то оставили. Как раз открылось Российское хоровое общество и меня поставили секретарём. Я научилась печатать на машинке, собирала взносы, и студенты ходили у меня занимать деньги на обед. Я продолжала заниматься, потом меня приняли в музыкальное училище. Ой, ну как мне это нравилось! Мне нравилось дирижировать, мне нравилось выступать. Вы знаете, что было здорово! Училище только открылось и был первый выпуск Новосибирской консерватории. Приехали Маковский Эдвард Станиславович – молодой, красивый; Владимир Николаевич Данилов. Из Московской консерватории Леонид Осипович Левин, мой педагог. Директором училища был Ануфриев Ефрем Савельевич – закончил Московскую консерваторию у самого Свешникова. Хоровики знают, что это за великая личность! Такой был состав удивительный! Все молодые, красивые и не так далеко ушли по возрасту от тех, кто поступил на базе 10 классов, как я.

- Вы поняли, что попали в свою стихию? 

- Это было моё. Мне так это всё нравилось. Я первое своё произведение помню, которое дирижировала – "Воет ветер в чистом поле", о горькой судьбе казака. А так как я – человек эмоциональный – всё на лице. А первый самый педагог выбежала из класса, побежала к Ефрему Савельевичу. Привела директора посмотреть на это чудо природы – я настолько, видимо, отдавалась тому тексту, музыкальным переживаниям, которые были в этой песенке. 

- В семье Самойловых тогда одновременно учились трое детей – и родители каждому старались помочь материально. Было нелегко и после первого курса Валя пошла работать. Она стала вести уроки пения в школе, деревянное здание которой и сегодня находится за кинотеатром "Удокан".

- Можно сказать с 20 лет я работаю по своей специальности. Заканчивая музыкальное училище, была хоровая преддипломная практика в пятой школе. Школа готовилась к смотру и мне было поручено подготовить хор старших классов. Почему-то мне удавалось быстро учить. Я даже не думала сложное ли произведение беру. Я выучу это произведение. Немного похвастаюсь - ко мне шли, не убегали. Вот их целый ряд красивых парней, тенора, басы – и на смотр я с ними делаю "Мои думы" Козака на стихи Тараса Швченко – о доле украинского народа. Четырёхголосное произведение, смешанный хор. А тогда школьную самодеятельность смотрели работники Дома пионеров. Я как пятиклассница – худенькая, маленькая, но было здорово. Таким образом меня заметили и после окончания училища я стала работать в Доме пионеров, причём пришла на место Соломина Мефодия Викторовича. Я тогда об этом не знала – кто такие Соломины. Он был хормейстером. Зинаида Ананьевна Рябцева, его жена, работала концертмейстером у хореографов. Я работала в Доме пионеров, а потом мне сообщили, что нужен хормейстер в культпросветучилище, мне стало интересно, что это взрослые. Нина Владимировна Курбатова была директором, это была великая женщина, она по-доброму меня встретила. Сказала: отрабатывай и придёшь. Тогда мне было уже 30 лет, а сейчас 80. 50 лет я отработала в училище. Мне очень нравится своё училище, это такая привязанность, это дом. Говорю – мне только диванчика не хватает в классе отдохнуть. Это моя любовь – училище, студенты, преподаватели. Я этим живу. Я благодарна боженьке за то, что он до сих пор мне даёт возможность работать. Мне нравится. И вот я работаю со студентами и, мне кажется, может не скромно, – что я им тоже нравлюсь. 

- Это замечательно.

- Я всегда добрым словом вспоминаю преподавателя нашего училища Зинаиду Петровну Мистюкову. Я переживала когда первый год работала и я ей говорю: "Зина, что делать, не все приходят на урок, пропускают". Она мне фразу сказала, которая через всю жизнь и прошла. Она сказала: "Ты сделай свои уроки такими, чтобы студенты к тебе бегом бежали". И вот эта мысль, что педагог должен быть интересен, и уроки должны быть интересными – это истина педагогики. И когда мне сказали эту фразу, как просветление наступило.

- А как вы старались сделать уроки такими, чтоб к вам бежали? И в школе, и в училище.

- Студент должен видеть, что он тебе не безразличен, педагогу. Не просто урок вести. Должно быть сотрудничество между студентом и преподавателем. Совместная творческая работа. Уважение к студенту. Я рада, что меня боженька наградил чувством юмора и оптимизмом. Нельзя вести уроки скучно. Благодаря тому, что природа мне это дала, я этим вовсю пользуюсь: где пошучу, где что-то смешное расскажу. В педагогике называется метод игры. Не обязательно говорить только о своём предмете, педагог должен многое знать, читать много. Такой случай могу рассказать. Поёт у меня студент романс "Динь-динь-динь", весело так поёт. Я ему говорю: "Володя, иди в библиотеку, попроси дать тебе картину "Неравный брак". Они сразу смартфоны свои достают, нашли картину. Там в правом углу художник. Это его судьба. Он говорит: "Конечно, я теперь по-другому буду исполнять этот романс".

– Это прочувствовано им.

- Конечно, каждый педагог должен быть актёром. Уметь увлечь своей работой, уметь влюбить в свою профессию, в тот предмет, который ведёшь. У меня дирижировние и вокал. Когда заканчивается урок, я довольна, что что-то им дала, а студент доволен, что что-то у меня взял.

- Как-то дают о себе знать ваши ученики?

- СМС-ки, звонят, конечно, поздравляют с праздниками. Помнят. Я благодарна очень музыкальному училищу, оно воспитало и моего старшего сына. Когда мне присвоили звание – я не про российское звание говорю – у меня есть значок "Гордость Забайкальского края", я сказала, что для меня это больше, чем российское, что меня в нашем крае, в городе люди признали.

- И не только в педагогике. Какой вы замечательный вокалист. Многие вас знают, как участницу самых разных концертов, встреч творческих.

- Я без этого не могла жить. Когда был округ военный, пела со штабным оркестром. Какие-то новые песни писали композиторы на стихи наших поэтов. То объявляют конкурс на лучшую песню о Петровске-Забайкальском, то о Борзе. Мы всем гуртом едем туда. В один год в Акшу. И такая суматошная жизнь. Прибегу - "Андрюшка, яички себе пожарь, мне на репетицию". Всё бегом. Кто детей воспитывал, я не знаю. Муж, царствие небесное, был аккордеонистом, в педучилище работал – ему тоже на репетиции с вокальными группами. Я со своими студентами или сама выступаю. 26 лет мы прожили в своём доме, и ребята мои с детства знают, что значит принести воды и что такое колоть дрова. Это их и воспитало, что мы всё время в работе, в работе. Анализируешь – наверное, это здорово было, на месте не сидела и сейчас радуюсь тому, что Господь дал мне столько лет и ещё возможность работать.

- Вы очень разносторонний человек - знают вас и как исполнительницу произведений духовной музыки, и русских романсов, и песен, созданных забайкальскими авторами. Это потому, что вам всё интересно и везде хотелось себя попробовать? Или это любовь к тому и другому жанру?

- Мне по жизни всегда нужно было что-то делать. Я прихожу к Борису Григорьевичу, царствие небесное, когда уже 12 лет отпела в церковном хоре. Это такой пласт хоровой музыки интересный. Я говорю: "Борис Григорьевич, можно я со студентами ансамбль создам духовной музыки?". Он говорит: "Пожалуйста. Если студентам будет интересно". И лет 20 он существовал: мы в большом храме пели, я даже имею настольную медаль от епископа Ефстафия "За воспитание молодёжи в духовном плане". У меня был смешанный ансамбль: мальчики из оркестровой специализации, и девочки с хоровой. Студентам действительно это очень нравилось.

- Я часто пела, нравилось мне петь. Михаил Евсеевич написал "серебристая флейта Читы", сейчас серебра уже нет, я низко разговариваю, но ещё ничего.

- Вы в одном из интервью сказали, что когда вам предлагали исполнить ту или иную песню, вы разборчиво относились и к текстам, и к мелодии.

- Особенно к текстам. Так же очень скрупулёзно относился к текстам Аверьянов. Это правда. Как сказано: в начале было слово. Слово должно донестись до зрителя, оно должно быть со смыслом.

- Наиболее тесное сотрудничество у вас было с Леонидом Георгиевичем Аверьяновым.

- Он учился на третьем курсе, а я была на первом. И свою первую песню, когда Аверьянов написал, она называлась "Дождик" - мы записали на радио. Это была первая запись в моей жизни и первая песня Леонида Георгиевича.

- И с тех пор Аверьянов, как что напишет, мне звонит: "Приходи, пожалуйста. Надо петь". Это правда, было содружество, начавшееся в музыкальном училище, и до последних дней его жизни.
Был такой случай - он написал песню о пограничниках. Ансамбль Будашкина, который тогда организовал Александр Викторович Миронов, они меня позвали поехать по границе. Мы приехали на заставу, выступали прямо в казарме. Концерт не начинается - ждут женщин. Женщины собираются, как в Большой театр. Мы их ждали. Я начала петь песню, которую написал Аверьянов - "Граница, граница, здесь русская слава хранится". И была только одна мысль - допеть до конца, потому что они плачут - все жёны. Какая у него красивая музыка!

- Что особенно к душе вам было из того, что создали вместе?

- Нравится мне, конечно, "Лёгкое очарование". Такое красивое Ариозо, посвящённое матери я пела со штабным оркестром. Потрясающе.

- Интересный факт. Семиклассница Валя Самойлова даже не догадывалась, что один из одноклассников по читинской школе № 47 со временем станет её мужем.
 
- Была большая перемена. Крутили музыку танцевальную, вся школа танцевала, и Гуревич всегда приглашал меня на вальс. Меня он пригласил домой, и пока я пила какао, Гуревич сел за пианино. Я пью какао, а он играет" Я люблю, но об этом никто не узнает". Закончился 7 класс, я уехала домой в Магаданскую область.

- Встретились они спустя годы в Читинском Доме пионеров, когда Алексей Гуревич в качестве концертмейстера появился перед молоденькой руководительницей хора и внимательно вглядевшись в её лицо, произнёс: "Самойлова что ли?" .

- Позднее супруги часто выступали в одних концертах: Алексей Григорьевич аккомпанировал вокальной группе педагогического училища, Валентина Васильевна пела в сопровождении музыкальных коллективов Читы.

- В энциклопедии Забайкалья "Культура" рядом стоят две фамилии Гуревич. Валентины Васильевны и народного артиста России, балалаечника Андрея Гуревича. Сегодня солиста Русского академического оркестра Новосибирской филармонии. Это ещё одно ваше важное достижение - сыновья. 

- Ребята - и Андрей, и Дмитрий - порядочные мужчины. 26 лет мы прожили в своём доме и ребята мои с детства знают, что значит принести воды и что такое колоть дрова. Это их и воспитало, что мы всё время в работе, в работе. Когда я ездила в Новосибирск к Андрею на юбилей, один музыкант сказал: "Мало того, что он большой музыкант, он - хороший человек". В этом году Андрею присвоено звание "Человек года". Это, видимо, такое общественное признание города Новосибирска. Конечно, это гордость! Андрей сделал сам себя своим трудом. Он просто фанат музыки. Он не только играет, он делает обработки для инструмента русских народных песен, он издаёт сборники.

- Музыкальная открытка из Новосибирска. Валентину Васильевну Гуревич поздравляет с юбилеем старший сын Андрей.

- Мамочка моя хорошая! У тебя позитива хоть отбавляй, на всех хватит с лихвой. Наш с тобой хороший знакомый Николай Самойлов такую вещь сказал: "Человека на земле держат забота и работа". Мам, ты без работы не можешь, тебе есть о ком заботиться. Живи долго, живи счастливо. Здоровья. Специально для твоего юбилея, мам, пришла мысль написать для балалайки с фортепиано фантазию на тему твоих любимых песен.

- У Димы тоже музыкальные способности, видимо, они в отца, немножко в меня. Он великолепно играет на гитаре, под хорошее настроение может написать музыку. Он написал на стихи Железняка несколько песен. Для него это хобби. Наша семья, мы все преданы музыке.

- О чём сегодня думается, мечтается?

- Я счастлива, что у меня есть хорошие студенты, хорошие отношения и взаимопонимание. Я благодарна боженьке за то, что он до сих пор мне даёт возможность работать. Сидеть в окно смотреть - это не для меня.

Сегодня вы вспомнили или открыли для себя ещё одно достойное имя. 6 октября педагог и певица, заслуженный работник культуры России Валентина Васильевна Гуревич отметила своё 80-летие.

Читать весь текст

Елена Князева, 12 окт 2020, 14:11

Связанные теги: культураюбилеи

Просмотреть все новости из этой рубрики: Имя в культуре

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Акопян Карина Артуровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus