Россия 1 Россия 24 Радио Маяк Радио России Вести FM
$: 73.37 р. | €: 88.97 р. | ¥: 11.35 р. |  Вход | Регистрация
$: 73.37 р. | €: 88.97 р. | ¥: 11.35 р. | 

В Забайкальском краеведческом музее проходит фотовыставка Максима Федосеева. И подведены итоги четвертого конкурса "Забайкальские наигрыши"

0 0

Вирус-спрут, охвативший своими щупальцами всю планету, всё-то не ослабевает и не размыкает опасных объятий. Все мы стараемся противостоять этому чудовищу. Медицинские работники непосредственно на своём посту, борясь за жизни людей. Мы с вами - рядовые граждане, жители региона - применяем средства защиты, укрепляем иммунитет, заботимся о близких с проблемами здоровья.

Многое выполняется уже автоматически - сохранение дистанции, маску на лицо, дезраствор на руки. Пандемия внесла коррективы в нашу жизнь, но не остановила её. Педагоги учат детей и студентов, энергетики дают тепло и свет, предприниматели ищут пути сохранения бизнеса, работники культуры открывают выставки и проводят творческие конкурсы.

Итак, сначала мы отправляемся в Забайкальский краеведческий музей имени Алексея Кузнецова. Именно там проходит персональная фотовыставка Максима Федосеева под очень простым и в то же время интригующим названием "10".

Максим Федосеев. По образованию историк, птенец "гнезда Константинова" в Забайкальском педагогическом университете. По должности он - научный сотрудник Забайкальского краеведческого музея. Занимается организацией выставок, оформлением экспозиций. До этого 17 лет был редактором "Энциклопедии Забайкалья".

Со студенческих лет археология, последние 10 лет ещё и фотография. Отсюда и название персональной выставки - "10".
Раньше мне, конечно же, приходилось видеть работы Максима Федосеева - репортажные снимки, фотографии музейных экспонатов, выполненные методом макросъёмки, пейзажные фотозарисовки. И тем не менее на выставке он удивил разнообразием своих работ, очень светлым впечатлением, оставшимся после их просмотра и поразительным чувством юмора. Других посетителей в столь ранний час не было и Максим провёл экскурсию только для меня. Так что в выражении эмоций стесняться не пришлось.

- На переднем плане стоит одинокая собака , а вдали скачет верхом на лошади девушка

Максим Федосеев: "У меня есть серия "Археологи", она довольно большая. Меня с археологией много связывает, с экспедицией Чикойской археологической. Процентов 60 фотографий связано с пребыванием в экспедиции - с людьми и с пейзажами. Эта работа 11 года уже побывала на выставке - она мне самому очень нравится, с настроением. Собачка пастухов, а девушка впереди на коне - взяла лошадь прокатиться. Исторический момент - за поворотом она упадёт с лошади, но мы этого не увидим. Многие фотографии у меня могут разворачиваться в серию. За этой фотографией ещё 10 фотографий выставочных.

У каждого фотографа есть определённый набор работ, точно знает, что ему когда-то удалось, правда, со временем забывается. 10 лет - большой промежуток, нужно выбрать. В разное время по разному на работы смотришь. В момент, когда фотографируешь, видишь по-другому. А если это связано с каким-то историческим событием, то его можно переосмыслить. Как раз такой момент, когда фотография должна была отлежаться. 

Тут у меня социальный блок. Я больше люблю репортажную фотографию, но не так часто приходится ею заниматься. Я всё-таки не журналист, не газетный фотограф. Иногда получается. Эту фотографию сделал два года назад, вывесил впервые. Это день защиты детей. Рука татуированная, человек видимо сидел.

- Лиц нет - ни папы, ни малыша, но есть руки прижатые к груди. 

- Подумал - не стоит в тот момент публиковать. Вот она полежала. Ценность осталась фотографии. За большинством, конечно, есть истории. Фотография "Выход всегда есть". Некоторые работы нравятся не только потому, что представляют какую-то художественную ценность, а потому что помнишь, что было за кадром. Это мы делали музей в Забайкальске. Приехали оценить фронт работ: пустые стены и экспозиционер печально задумалась. 

- Очень интересно, что она в этом проёме, длинном коридоре. 

- Редко так получается, а тут увидел. Через месяц был музей на этом месте. Некоторые фотографии интересны могут быть не как моим участием, как фотографа. Например, фотография очень печальная "После пожара". Это мой брат. Мы всю ночь тушили пожар вокруг его дачи. 2015 год, когда были пожары. Всю ночь в дыму. Усугубляется тем, что нет нормальной воды, замёрзшее всё, из лужи выгребаешь всё, снизу лёд. Утро такое болезненное немножко получилась

- Да, фигура на куче дров, чувствуется и усталость, и раздумья. 

Рядом кадр "Под присмотром". Чем для меня он ценен. Солнце пробивается сквозь тучи и освещает дома. Это удивительное место - Красный Чикой. Практически каждый год я бываю в этом месте и всегда вижу эту картину. Вторая половина июля, над долиной скапливаются облака, дожди идут и пробивается солнце

- Можно подумать, что освещение не просто солнечными лучами.

- Конечно, есть некоторые кадры, которые ценны мне за 10 лет - я всего 10 лет занимаюсь фотографией - вот этот велик, велосипед. Это одна из моих первых фотографий с претензией. Просто сфотографировал свой велосипед и старый телевизор. Сейчас этого велосипеда нет и телевизор новый. Такой штришок оптимистический. 

- Велик-то крутой, а телевизор старичок".

В это самое время Максим раздумывал над важным вопросом: что ему купить - мотоцикл или фотоаппарат? Победило желание ловить и сохранять мгновения жизни. Сам себе летописец! О принятом решении не в пользу мотоцикла он ни разу не пожалел.

Максим Федосеев: "Жанры я смотрю, самые разные. Как правило, большинство фотографов всеми жанрами занимаются. Чаще всего есть какой-то специализированный, но интересно всё. Макро я здесь не выставлял, потому что только начал заниматься этим и ещё выставка у меня висит прошлогодняя. Сделал пейзаж и репортажные фотографии. Некоторые фотографии у меня объединены темами. Есть цикл "Три". У меня часто на фотографии бывают три человека. Я конечно, не склонен к мистицизму, но что-то в этом есть. Можно с десяток здесь найти фотографий, на которых три объекта, три человека".

"Три медведя". На фотографии трое мужчин достаточного могучего телосложения сидят на траве и заинтересованно смотрят куда-то вдаль. Загорелые обнажённые спины. Руки в движении. Основательность и покой.

- А здесь третий велосипед?

- Едет малыш, такой важный на трёхколёсном велосипеде. Сзади эскорт - сопровождает мама. Такие моменты надо увидеть.

- Ну, да. Со временем этот навык развивается и конечно, многое от удачи зависит. Соседний кадр - это село Бурсамон, красивая долина, дорога петляет. По этой дороге машина может, одна в час проедет. Я попросил на перевале остановиться. Смотрю - пустоватый кадр. Слышу - машина едет. Хорошо, будет объект! Тут въезжает такая машина, как будто время другое. Старая "Волга". Ещё и с оранжевой крышей! – Да, повезло. Я люблю такие фотографии, потому что по образованию я всё-таки историк. Люблю вещи, которые нас отсылают к прошлым временам. Вневременные. Соседняя тоже. Нет ничего, что наше время бы выдавало".

Фотография называется "Ожидание". На пристани стоит человек в ожидании приближающегося парома. Паром перевозит автомобиль. Моросит дождь. Чувствуется настроение происходящего

- Старая машина, паром, вампиловская погода - это могло быть 20-30 лет назад, но было этим летом. Село Гутай, цикл "Археологи". 

 Вот опять - остановись, мгновенье! "Внук звонит!" Потрясающее бабушкино лицо - какое счастье.

- Кадр сразу получился - такое редко бывает. Иногда помогает то, что если с людьми знаком, сокращается время привыкания к фотографу. Главное, чтобы незаметным он был, чтобы про него забыли. И тут мне повезло - очень весёлая бабушка. Бабушка живёт одна, в город не хочет перезжать. Ей за 80. Справляется. Родные навещают, но в город не хочет. Но звонок из города - счастье.

- Конечно!

- Вот ещё. "Во владениях Бабы-Яги". Там птица сидит.

 

- Филин?

- Во всяком случае хищник какой-то. Тут история такая. Это озеро Шебеты. Каждое утро я выплывал на фотоохоту и однажды мне очень не повезло. Я увидел купающегося лося, но пока я к нему подкрадывался, на лодке подплывал, лось накупался и я не смог его сфотографировать. Подумал, что лось опять придёт. Лось не появился, но мне удалось такой кадр сделать.

- Он просто сказочный.

- Да, у нас иллюзии возникают с русскими сказками. Мы в детстве смотрели книжки, где была изображена суровая северная природа. Ёлки острые А здесь величественные эти вещи, и все говорят про сказку, когда смотрят на эту фотографию. Берег реки, туман, торчит коряга и на вершине мудрая птица.

- Не вспугнули.

- Да, там места довольно дикие, животные позволяют подойти поближе.

Не дозжая до моста через Онон есть деревня Будулан. В её окрестностях есть памятник природы и археологии Анкабан. Уникальное место. Там в камни превращённые рыцари. Огромное количество всяких останцов. Уникально то, что в эти каменные поля вписаны плиточные могилы. Это как часть ландшафта. Степной закат - это потрясающая вещь. Я больше поклонник лесов, чем степей, но в степи очень красивый закат.

- "Город раскуривает трубку". Это вид с горы Светлая. Чтобы сделать такой кадр нужно затемно туда подниматься, часов.К рассвету успели. Летом ещё раньше. Того стоит. Когда тратишь много физических усилий, чувство удовлетворения. Это Большая Тура, там у меня родители живут. Знаменитый утёс, красивые очень скалы. Глубокий омут. Рыбак. Тишь, спокойствие. Детство моё прошло в этих местах. Жалею, что в детстве не начал фотографировать. Когда мы туда приехали, везде был лес. Теперь после всех этих пожаров лес сильно прорежен, той живописности уже нет в Карымском районе.

На выставке Максима Федосеева много пейзажных работ, сюжетных снимков, есть и портреты. Цветные, чёрно-белые. Запоминающиеся. 

- Портреты людей. Эта фотография сделана в студии. Помогал ставить свет коллеге. Девушка посмотрела на меня - я успел поймать. Она впервые на фотосессии, но оказалась очень фотогеничная. - Называется "Хитрая" и это есть и во взгляде, и в улыбке, и даже в причёске - Образ.

А это один из моих друзей археологов. Фотография сделана в чуме. В нашей экспедиции мы ставим чумы - экспериментальная постройка, как древние люди делали - пытаемся реконструировать. Что хорошо, в чуме можно развести огонь - тепло и насекомых нет. Это утро. Смотрю луч падает хорошо, отполз и сфотографировал.

- Некоторые фотографии проверены выставками, есть фотографии, которые заново нашёл в залежах, а есть совсем свежие. Дедушку этого месяц назад на остановке сфотографировал. Очень весёлый дедушка.

- Лицо такое колоритное.

- Вообще людей, на лицах которых жизнь видна, интересней всего снимать. Это беспройгрышный вариант. Важно показать жизнь как она есть, а не когда человек позирует.

- Это потомки русских переселенцев в Трёхречье, это китайцы фактически уже в четвёртом поколении. "Музыкант" он поёт на китайском под аккордеон. Музыка русская и поёт, как русский душой. Мне эта фотография очень нравится, потому что видно нутро - это не китаец.

В демострационном зале напротив афиши выставки нет, как это принято, фотографии автора представленных работ. Максим посчитал это лишним. Имеет право. Но на одной из фотографий можно-таки найти его фигуру.

- Вот автопортрет. Называется "Сон". Хилокский район. Есть там такое место – Шаман-гора. Когда мы приехали, начал лить дождь. В три часа ночи дождь кончился. Я сфотографировал мост через речку Арей - выбрал ракурс, (как с той машиной) а чего-то не хватает. Все разбрелись, фотографируют ночные кадры. Пришлось самого себя фотографировать. Длинная выдержка. Забежал на мост, постоял . Самое сложное было - добежать в нужное место, далековато от фотоаппарата было. 

- Фотография выиграла с фигурой.

- Конечно, небольшой штрих делает не просто красивую фотографию, на неё интересно смотреть. На выставке 64 работы. Они ещё должны смотреться в выставке органично. Некоторые работы откладываешь, даже если они хорошие, потому что могут не вписаться. 

- Мы все учились у старших товарищей, признанных корифеев. Подсматривали, они подсказывают всегда. Фёдор Николаевич Машечко. Ходил на курсы к Мушегу Чарчогляну, с дргими коллегами при общении происходить передача знаний, выработка каких-то вещей. Каждый фотограф - самоучка, книги выписываем, подглядывпем за кем-то, повторяем ракурсы. Это ничего. Сначала надо повторить, потом само пойдёт.

Сегодня в Забайкальском краеведческом музее работает ещё одна фотовыставка Максима Федосеева - "Увеличенные люди. Пластика малых форм". Благодаря представленным на ней фотографиям можно рассмотреть мельчайшие детали музейных экспонатов, лица людей, нюансы изображений на предметах, относящихся к далёким от нас цивилизациям.

- Уже коснулись такого специфического направления в искусстве фотографии - макросъёмки. В каком хотели бы двигаться ещё направлении?

- Снимать насекомых, как делают мои друзья, например, Алексей Мясников, у меня терпежу не хватает. Это увлекательное, но крайне трудоёмкое дело, это связано со спецификой. Там очень малая глубина резкости и чтобы поймать в кадр движущееся насекомое, нужно очень сильно попотеть. Съедает огромное количество времени - час может пройти, человек не замечает. Сам когда погружаешься то же самое. Поскольку я работаю в музее, меня сейчас привлекает предметная съёмка - предмет никуда не убежит, можно поработать со светом, выстроить какой-то рисунок, смоделировать что-то. Мы готовим сейчас каталог холодного оружия. Там было, где разгуляться. Вещи сделаны людьми в древности - они очень интересные, прихотливые узоры на них, много труда вложено плюс налёт старины, отблеск. Это нас очаровывает и работаем. Я могу часами этим заниматься, могу один предмет несколько дней фотографировать. Это своя специфика.

- Конечно.

- Этот угол у меня условно социальный. Труженики, социальные элементы и праздничные. То, из чего жизнь складывается. Я не поклонник фотографии, когда сильно ретушируют людей, хотя иногда приходится этим заниматься. Жизнь, какая она есть - это интересней всего. И не устаёшь от этого. Сретенск. Был крестный ход и всё смешалось - икона, люди поклоняются, сзади стоит Ильич. Всё под свинцовым небом. Это срез действительности, конечно

- "Трудовой вальс". Эта фотография в музее сделана. Делали экспозицию "Три века с Китаем". Посмотрите какой свет золотистый, изобилие деревянных панелей. В этом свете человек осуществляет свою трудовую деятельность. В паре с панелью. Когда ты даёшь название, ты очерчиваешь рамку, как паспорту. Если ты хочешь более точно выразить свою мысль, название играет, работает и дополняет.

- Любите Чикой? 

- Да, конечно. "Полетаем!" Через скакалку в семейском наряде летит бабушка. У меня с этим районом связано лет 25. Первая археологическая практика - так туда и возвращаемся. В других тоже замечательно. Борзинский например. Вообще Забайкалье наше замечательное, везде люди замечательные живут, везде есть сюжеты для фотографий. Просто там в Чикое якорёчек у меня, там и снимаю больше.

Некоторые фотографии не содержат определённой мысли, а содержат эмоцию. Я специально не работаю в этом жанре, но когда получается, душу греет и потом это воспоминание, которое стоит за каждой фотографией. Стараюсь, чтобы больше позитива было на фотографии - выхватывать моменты, когда люди улыбаются. Здесь процентов 60 весёлых фотографий.



Нынешняя персональная выставка у Максима Федосеева пятая. Его работы выставлялись в Чите, Благовещенске, в Китае. Фотовыставка "Десять" продлится в Чите в стенах Забайкальского краеведческого музея до середины ноября. У вас ещё есть время чему-то удивиться и получить приятные эмоции. В будущем году выставку смогут посмотреть посетители Нерчинского краеведческого музея.


Подведены итоги четвертого краевого заочного музыкального конкурса "Забайкальские наигрыши", участие в котором приняли коллективы и солисты, играющие на традиционных народных инструментах. И только что вы услышали выступление музыканта-балалаечника Алексея Комогорова из Нерчинского Завода. Он стал Дипломантом второй степени конкурса "Забайкальские наигрыши" в номинации "Профессиональное исполнительство". Конкурс был организован учебно-методическим Центром культуры и народного творчества Забайкальского края при поддержке Министерства культуры региона. Моя собеседница - методист отдела традиционной культуры Центра Наталья Павловна Решта.

Наталья Решта, методист отдела традиционной культуры Центра: "Конкурс инструментального народного творчества "Забайкальские наигрыши" состоялся в крае в четвертый раз и именно в четвертый раз достиг своего кульминационного момента. Было очень много участников. Возрастных ограничений по конкурсу нет - принимали участие и дети, и старший возраст. Были ансамбли ложкарей и исполнители на народных инструментах - гармони, балалайки, шумовые инструменты".

- Больше было исполнителей какого рода?

- Если говорить о детях, то это шумовые инструменты, потому что при детских школах искусств, домах культуры, клубах в основном, ансамбли ложкарей, ансамбли шумовых инструментов. Если говорить о сольном исполнительстве, то здесь уже гармонь, балалайка. В нынешних сложившихся условиях многие привыкли или стараются принять участие в заочных мероприятиях, онлайн-акциях. Были представители Улётовского района, Нерчинско-Заводского, Приаргунского, Шилкинского, Балейского, других районов.

- Это работники культуры или представители разных профессий?

- Вообще цель конкурса - выявление творческих людей, которые владеют игрой на каком-то народном инструменте, поэтому это не обязательно профессиональный исполнитель или учащийся детской школы искусств. В основном, участники конкурса - это любители, которые для души играют. Конкурс мы объявляем в начале года, специалисты домов культуры на местах, в сёлах выявляли исполнителей, отсматривали, вели записи, в октябре-ноябре подавали заявки и лучшие отправляются на конкурс. Здесь уже работает жюри.  

- Возникают ли мысли - будет ли будущее у этого конкурса? Исполнителей на народных инструментах. Или всё труднее выявлять гармонистов, балалаечников, ложкарей?

- Выявлять конечно, труднее. Старшее поколение всё равно уходит, вместе с ним уходят традиции в том числе инструментального творчества. Но преемственность поколений есть, передаётся. Надеемся, что дети всё равно что-то перенимают и транслировать будут в будущем. 

- Но проблема всё-таки есть. Надо наверное, больше внимания проявлять к народным инструментам, ребятишкам любовь прививать.

- Да, есть и мы стараемся об этом говорить на семинарах, при встречах. Работники культуры может, сами иногда не до конца понимают всей сущности, глубины вопроса. Не всегда понимают, что есть народные инструменты - гармонь, балалайка, шумовые. Некоторые путают и могут сюда же отнести и баяны, и гитары, и саксофоны. В этом проблема.

- И наверное то, что касается репертуара.?

- Да, и репертуар. Если уж конкурс "Забайкальские наигрыши", соответственно исполнять нужно было что-то местного характера. Мы же встречаем и произведения в обработке, и авторские. На будущее одно из пожеланий участникам.

- Кто же они - лучшие исполнители на народных инструментах?

- Есть две номинации - инструментальный ансамбль и сольное исполнение. Призовых мест было - первая, вторая и третья степень в номинациях "Дети", "Взрослые" и в этом году мы ещё добавили номинацию "Профессиональное исполнительство", поскольку поступили заявки. В Номинации "Профессиональное исполнительство" победителем стал муниципальный ансамбль "Родные напевы" из посёлка Приаргунск.

Если говорить о взрослой номинации - победителями стали Владимир Беспоясов из Нерчинско-Заводского района и Пётр Страмилов из Улётовского района. Играли на гармони, исполняли наигрыши, частушки, романсы. Играли, пели. Запоминающиеся исполнители.

Стоит отметить, что лучшим по итогам конкурса гармонистам уже за 80 лет, но, несмотря на преклонный возраст, они по-прежнему увлекаются игрой на гармони и частенько радуют близких виртуозной музыкой. Инструмент Владимира Васильевича Беспоясова из села Нерчинский Завод - семейная реликвия, которая бережно хранится домочадцами. Играть на гармони его научил отец и с тех пор Владимир Васильевич не расстаётся с любимой гармошкой. Петра Петровича Страмилова владению музыкальным инструментом обучил дядя. В годы войны гармонь нередко поднимала боевой дух солдат, а сам музыкант был почётным гостем в любой фронтовой компании .

Климов Евгений Стал дипломантом второй степени - участник из Улётовского района. Он играет на многих инструментах - и на гармони, и на балалайке. Играл, пел и частушки, и страдания. Тоже колоритный интересный участник

- Дипломантами третьей степени стали Валерий Давыдов - Балейский район и Николай Межевикин, Улётовский район. Если говорить о детях, то это детский ансамбль шумовых народных инструментов "Калинка" из Улётовского района и дипломант второй степени - ансамбль ложкарей детской школы искусств города Шилка. Другие просто отмечены дипломами за участие. Я сказала о самых ярких исполнителях.

- Подведя итоги, можно сделать выводы, какие наши районы сохраняют народные традиции, где творческие люди и для себя играют, и на сцену выходят?

- Это всегда по-разному. На каждый конкурс можно найти что-то новое и какой-то район открыть с другой стороны. В прошлом году в Акшинском районе нашли абсолютного самородка, который тоже играет на гармони. С тех пор как мы его нашли, его творческая жизнь заиграла новыми красками, стали на концерты приглашать, на фестивалях мы его встречали. Нужно искать, репетировать, готовиться. 

Надо сказать, что специалисты Забайкальского краевого Центра культуры и народного творчества в условиях ограничения или переноса массовых культурных мероприятий успешно осваивают современные цифровые технологии и возможности Интернета. Важные события региона, такие, как фестивали "Забайкальскому краю - любо", "Семейская круговая" несмотря ни на что состоялись, правда, в формате онлайн. И даже собрали большое количество участников. Завершился конкурс "Забайкальские наигрыши", а 20-21 ноября также в дистанционном формате пройдёт фестиваль-конкурс "Поёт село родное". Специалисты Центра культуры и народного творчества сейчас заняты разработкой специального сайта, где разместятся все материалы фестиваля. Уже подано более 30 заявок на этот праздник. В числе участников Республика Бурятия, Кемеровская область, хабаровский край и конечно же районы Забайкальского края.

Читать весь текст

Елена Князева, Наталья Сергеева, Ольга Пригодина, 09 нояб 2020, 14:02

Связанные теги: музеймузыка

Просмотреть все новости из этой рубрики: Грани

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Акопян Карина Артуровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus